+38 (067) 185-30-76

Рифеншталь, Лени

Книги автора

Мемуары 500.00 грн.

Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — немецкий кинорежиссёр и фотограф, а также актриса и танцовщица.

Можно до хрипоты напоминать, что Лени Рифеншталь прославляла самого кровавого диктатора XX века. Но даже это темное пятно в биографии не помешало ей реализовать себя в искусстве.

Долгое время ее называли пропагандисткой нацистской партии. Сама Рифеншталь со стыдом вспоминала годы работы с фюрером. Этот опыт перечеркнул многие ее планы и идеи. И все же за свою долгую жизнь (101 год!) Лени успела многое.
Сначала была музыка. В течение пяти лет два раза в неделю отец за руку отводил дочь на занятия. Потом была живопись. Девочке удавалось создавать не по годам талантливые пейзажи. Однако ни то, ни другое особого интереса у нее не вызывало. Лени мечтала танцевать. «Глупость!» -отрезал отец. Мать, поддерживая стремление дочери, встала на ее сторону и в 1918 году тайком начала водить Лени на уроки хореографии.
После первого же публичного выступления юной танцовщицы в семье Рифеншталь разгорелся скандал. Отец пообещал отправить дочь в закрытый интернат. Чтобы избежать этого, ей пришлось согласиться изучать живопись в художественном училище в Берлине. Родитель сдался, лишь когда Лени повзрослела и пригрозила уйти из дома, если ее не пустят на сцену.
У Рифеншталь был несомненный талант! Подтверждение тому - ее блестящие сольные выступления и номера в составе труппы немецкого театра. Она умудрялась совмещать классические па и новаторские идеи. Однако совсем не танец должен был стать ее дальнейшей судьбой. Разрыв связок, долгое восстановление и вердикт: физические нагрузки такого рода девушке противопоказаны. Нужно было искать новое увлечение...

Вышедшая в 1919 году кинокартина «Гора судьбы» неплохо стартовала в прокате. На одном из сеансов оказалась и Лени Рифеншталь. Из кинозала она вышла другим человеком. Горы - вот что теперь ее манило! Девушка непременно хотела познакомиться с режиссером, создавшим эту работу. Арнольд Фанк при первой встрече также заинтересовался Лени - настолько, что написал специально для нее сценарий нового фильма «Священная гора». Ради съемок девушка даже научилась кататься на лыжах и брала уроки скалолазания.

После съемок в нескольких фильмах, в числе которых «Большой прыжок» (1927 г.) и «Белое безумие - новое лыжное чудо» (1931 г.), Рифеншталь почувствовала, что готова создать что-то свое. В 1932 году она выпустила киноленту «Голубой свет», в которой выступила и режиссером, и сценаристом, и актрисой. Лени сыграла девушку Юнту, полную загадочности и мистики, с непростой и противоречивой судьбой. Лента понравилась самому Адольфу Гитлеру.

В феврале 1932 года среди зрителей, присутствовавших в Берлинском дворце спорта и слушавших речь Гитлера, была и Лени Рифеншталь. Она не могла скрыть своего восхищения: фюрер оказался прекрасным оратором. Девушка непременно захотела ему об этом сообщить: пускай не лично, но в письме. И ей ответили! Гитлер к тому моменту уже видел картину «Голубой свет» и был не прочь познакомиться с его талантливой создательницей.

Он как раз подыскивал режиссера для съемок документального материала о национал-социалистической партии. Рифеншталь, пребывавшая под воздействием харизмы лидера, не смогла ему отказать. В апреле 1934 года она начала работать над кинолентой «Триумф воли».

Задача была поставлена непростая, но понятная - показать партию и ее лидера в наиболее выгодном свете. Над картиной трудилась съемочная группа из 170 человек. В работе участвовали 30 камер и столько же операторов. Каждого из них обязали научиться кататься на коньках: это было необходимо для съемок в движении. Один только монтаж ленты занял больше полугода.

И вот наконец заветные 114 минут смонтированной пленки легли на стол фюрера. А 28 марта 1935 года картину увидели и простые зрители, придя на премьеру в Берлине. Успех был несомненным! Рифеншталь ждали награды, а сама она приготовила к печати книгу о том, что осталось за кадром «Триумфа воли».

Начав работать с Гитлером, Лени обеспечила себе безбедное существование. Ее везде были рады видеть, заказы сыпались один за другим. Но принимала она лишь некоторые. Например, не отказалась снять фильм «Олимпия» об Олимпийских играх 1936 года в Берлине. До сих пор его считают образцом документалистики.

Использовались камеры для подводных съемок; операторы с камерами перемещались по специальным рельсам, что упрощало им работу. А когда возникла необходимость в съемках в воздухе, было решено поместить камеры в дирижабли. Гитлер был в восторге: фильм получился передовым и завуалированно пропагандистским.

После премьеры «Олимпии» Рифеншталь пригласили в Америку. Туда она отправилась 4 ноября 1938 года, но за океаном пробыла недолго. Вскоре до американцев дошли известия о еврейских погромах, устраиваемых приспешниками фюрера. Сам мэр Нью-Йорка выступил за бойкот «Триумфа воли». А Лени впервые задумалась о том, не совершила ли она ошибку, согласившись воспевать нацистский режим...

Постепенно, узнавая подробности зверств со стороны правящей партии, Рифеншталь все больше отстранялась от работы с Гитлером. 30 марта 1944 года состоялась последняя встреча режиссера с фюрером.

Со временем «Триумф воли» стал казаться Лени ошибкой, а сама она в редких интервью все чаще твердила: «Я абсолютно аполитична!» Позже и вовсе призналась, что попала под влияние Адольфа Гитлера, не устояв перед его даром убеждать. Но оправдываться было уже поздно...

После свержения режима финансирование проектов Лени Рифеншталь прекратилось, а в 1948 году ее подвергли процедуре денацификации. Ее проходили все приверженцы нацистского режима для «очищения» от прежних идей. Рифеншталь арестовали, а затем отправили в психиатрическую больницу, где «лечили» электрошоком. Лени оставалось только молиться, чтобы этот ужас поскорее закончился...

После перенесенных потрясений женщине требовалось восстановить силы. Она вновь начала поиск себя. И нашла: в апреле 1956 года, в возрасте 53 лет, отправилась в путешествие по Африке. Только теперь с ней была не камера, а фотоаппарат. Позже Рифеншталь выслала полученные кадры в несколько глянцевых журналов. Их с удовольствием напечатали.

Фотосъемка увлекла Лени. В Африке она заинтересовалась племенем нуба и в 1973 году выпустила альбом с фотохроникой его жизни. Работа носила название «Люди, будто пришедшие с другой звезды».

В 71 год на Мальдивах Лени впервые погрузилась в Индийский океан. Конечно, прихватила с собой камеру для подводных съемок, чтобы запечатлеть увиденное. Всего Рифеншталь совершила около 2000 погружений. Результатом ее многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления». Пожалуй, единственное, о чем сожалела эта удивительная женщина в конце своей жизни, так это о том, что не успела обзавестись потомством...

Лени Рифеншталь ушла в мир иной 8 сентября 2003 года. Ее спутник жизни кинооператор Хорст Кеттнер, моложе любимой на 40 лет, был рядом до последней минуты.