Визбор, Юрий
Книги автора
Сочинения | 300.00 грн. |
Визбор, Юрий Иосифович (20 июня 1934, Москва — 17 сентября 1984, там же) — советский автор-исполнитель песен, поэт, киноактёр, писатель и журналист, киносценарист, кинодокументалист, драматург, художник. Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни. Создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР.
Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве.
Мать — Мария Григорьевна, урождённая Шевченко (1912—1999), родилась в 1912 году в Екатеринодаре, окончила курсы акушерок, во время войны работала в санэпидстанции и училась в 1-м Медицинском институте. Потом более 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР, была членом международных медицинских учреждений, побывала почти в 50 странах мира.
Отец — Иозас (Юозас) Ионасович Визборас (1903—1938, в России — Иосиф (Юзеф) Иванович Визбор), литовец, родился в Либаве, образование среднее, моряк, во время гражданской войны на Южном фронте — командир в РККА, в середине 1930-х годов — на руководящей работе в милиции Таджикистана. В 1934 году был ранен в спину. Затем был оперуполномоченным ОБХСС в Москве. 14 января 1938 года был арестован, 23 марта 1938 года комиссия НКВД и Прокуратуры СССР приговорила его к расстрелу по обвинению в принадлежности к контрреволюционной латышской националистической организации по пунктам 6, 10 и 11 58 статьи УК РСФСР («за контр-революционную деятельность»), и 5 апреля 1938 года приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне НКВД. 14 августа 1958 года был реабилитирован посмертно.
В 1941 году семья переехала на Сретенку.
Мать Мария Григорьевна вышла замуж вторично, отчимом стал Иван Кузьмич Ачетков, рабфаковец, выходец из простых рабочих, но работающий в Госкомитете по строительству. Отношения с ним у Юрия не сложились. В 1951 году мать развелась с отчимом.
В 1951 году Визбор закончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина — после неудачных попыток поступить в МИМО, МГУ и Московский государственный университет геодезии и картографии (у «сына врага народа» просто не принимали документы). На выбор вуза повлиял его одноклассник Владимир Красновский, о котором Визбор говорил: «Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя… Он научил меня любить музыку, песни, любить и понимать литературу». Ещё в школе он научил Юрия играть на гитаре. В МГПИ уже существовали песенные традиции, связанные как с самодеятельностью студентов, так и с туризмом. Впечатления от первых походов по Подмосковью и Карелии стали основой для первых песен Визбора.
Песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки» быстро стали популярными среди московского студенчества. Буква «П» в аббревиатуре названия МГПИ в начале 1950-х годов расшифровывалась в студенческой среде как «Поющий». Это был один из центров нарождавшегося в то время жанра «самодеятельной», или «авторской песни», и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра.
В 1955 году Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература». С августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область), куда опять-таки отправился вместе с Владимиром Красновским. В октябре того же года оба были призваны в ряды Советской армии и служили вместе в воинских частях, расположенных на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (ныне Мурманская область). К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа.
Армейский период, по мнению составителя собрания сочинений Ю. Визбора — Р. Шипова, сыграл определяющую роль в формировании автора как поэта. Именно тогда он сочинил первую песню на собственную музыку — «Синие горы» («Я помню тот край окрылённый…»). Он на всю жизнь полюбил Север, куда впоследствии возвращался и по журналистским делам, и к друзьям.
Во время службы и сразу после увольнения в запас написал повесть «На срок службы не влияет» (впервые опубликована в двухтомном собрании сочинений после смерти автора)[8]. В 1963 году на неё дал положительную рецензию Константин Симонов, но главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой не решился на публикацию. Повесть автобиографична: в главном герое Константине Рыбине угадывается сам Визбор, а в его друге Владимире Красовском — его школьный, институтский и армейский друг Владимир Красновский.
В октябре 1957 года уволился в запас из армии в звании старшего сержанта и начал работать журналистом, вначале внештатно на Московском радио. Послеармейский период (по 1963 год) в бытовом плане был непростым: постоянной работы не было, зато создалась молодая семья (Визбор женился на однокурснице Аде Якушевой). В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии журналист и радиоведущая. Сложный в бытовом плане период был, однако, плодотворным: к нему относятся ставшие народными «Охотный ряд», «Домбайский вальс», «Спокойно, дружище» и «Синий перекрёсток».
В 1960 году Визбор сочинил песню «Если я заболею» на стихи Ярослава Смелякова, немного сократив стихотворение и внеся коррективы для согласования с музыкальным размером. Она обрела широкую популярность и в 1961 году была опубликована в журнале «Музыкальная жизнь». В одном из выступлений на радио Ярослав Смеляков сказал: «Самое большое счастье для поэта, когда его стихи без его ведома становятся народной песней. Так вышло с моим стихотворением „Если я заболею“…» Эта песня стала первой и последней, в которой Ю. Визбор выступил только в качестве композитора.
Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобрели популярность среди интеллигенции — сперва в Москве, а затем и по всей стране.
С 1963 года он отказывается от сотрудничества с друзьями в создании песен, используя помощь профессиональных композиторов лишь при сочинении песен «на заказ» для эстрады, театра и кино.
В 1957 году Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия».
В 1961 году совместно с С. Смирновым написал сценарий к фильму Б. Рыцарева «Выше неба», для которого также сочинил 6 песен, в том числе «Домбайский вальс».
В 1962 году принял участие в создании радиостанции «Юность». Начинает также концертную деятельность.
В 1963 году Визбор выступил как один из основателей звукового журнала «Кругозор», в котором впоследствии проработал до 1970 года. По заданиям журнала объездил всю страну и стал родоначальником нового жанра «песни-репортажа»: в выпуске № 1 звукового журнала в 1964 году прозвучала первая такая песня — «На плато Расвумчорр».
В 1966 году его репортажи отмечены в числе лучших материалов журнала. В том же году выходит первый сборник рассказов Визбора «Ноль эмоций».
В 1967 году вступает в КПСС. Пишет сценарий к документальному фильму «Тува — перекрёсток времён» (Свердловская киностудия).
1971 год стал первым активным годом в концертной деятельности Визбора: состоялось 30 его выступлений в городах страны, а самым активным стал 1976 год (70 концертов).
В 1974 году состоялась премьера пьесы «Автоград XXI» в Московском Театре имени Ленинского комсомола (режиссёр и соавтор М. Захаров), затем пьесы «В списках не значился» по повести Б. Васильева. С 1974 по 1984 год эта пьеса была поставлена в 27 театрах страны.
В 1979 году Московский клуб самодеятельной песни подготовил сборник Ю. Визбора.
В 1980 году в соавторстве с Д. Сухаревым создан текст песни для кинофильма «Москва слезам не верит» (режиссёр В. Меньшов).
В последние годы жизни Визбор продолжает активно работать в телевизионном кино, создавать песни, в том числе и для телефильмов, выступать с концертами. Он всю жизнь занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир, Гиссаро-Алай и Тянь-Шань; был инструктором по горнолыжному спорту.
С 1967 года, начав создавать сценарии для документальных фильмов и затем попробовав себя как режиссёр, к 1970 году Визбор переходит на работу в сценарный отдел творческого объединения «Экран» Государственного комитета по радио и телевидению.
Его командировки связаны с крупнейшими проектами времени: строительством КамАЗа и Братской ГЭС, освоением Самотлора, разработкой месторождений Якутии.
За сценарий и текст документального фильма «Доктор» Визбор получает Гран-при на Международном фестивале Красного Креста в Варне (1976).
В 1976 году был принят в Союз кинематографистов СССР; в 1979 году фильм «На полюс!» («Центранаучфильм»), текст для которого написал Ю. Визбор, был удостоен Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Винценте (Италия).
Первую роль в кино Визбор сыграл в 1966 году, снявшись в известном фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». По собственному признанию Визбора, когда режиссёр позвонил ему и предложил сняться в кино, он воспринял это как розыгрыш. Тем не менее для непрофессионального актёра дебют Визбора оказался очень убедительным; и роль обаятельного «человека с гитарой», обольстителя девушек Алика стала для него одной из самых удачных ролей. В фильме Визбор исполнил три песни — «Простите пехоте» Б. Окуджавы, «Обеденный перерыв» Е. Клячкина и собственную «Спокойно, дружище, спокойно!..»
В 1968 году снимается в фильме «Возмездие» в роли генерала Захарова.
В дальнейшем Визбор регулярно снимался в кино:
1968 год — «Красная палатка» (профессор Бегоунек),
1969 год — «Рудольфио» (Рудольф),
1971 год — «Переступи порог» (Директор школы),
1971 год — «Ты и я» (Саша),
1973 год — «Семнадцать мгновений весны» (Борман)
1982 год — «Нежность к ревущему зверю» (Одинцов)
В 1982 году Юрий Иосифович перенёс инфаркт миокарда, после которого успешно восстановил здоровье и даже вернулся к привычным экспедициям в горы. В начале марта 1984 года в альпинистском лагере «Цей» Визбор написал свою последнюю песню — «Цейская». По возвращении в Москву почувствовал себя плохо, у него был диагностирован рак печени.
Юрий Визбор скончался 17 сентября 1984 года, на 51-м году жизни, в Москве. Похоронен на московском Кунцевском кладбище.