+38 (067) 185-30-76

Войнович, Владимир

 
 
Влади́мир Никола́евич Войно́вич (также Во́йнович; род. 26 сентября 1932, Сталинабад Таджикской ССР) — русский писатель, поэт и драматург.
Член русского ПЕН-клуба.
 
Владимир Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905—1987), частично сербского происхождения и родом из уездного городка Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), и сотрудницы редакции этих газет, а впоследствии учительницы математики Розалии Колмановны (Климентьевны) Гойхман (1908—1978), родом из местечка Хащеватое Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины).
 
В юности в возрасте 8 лет с семьёй переехал в Запорожье. После эвакуации вернулся туда, где и жил с 13-и до 19-и лет. Там окончил ремесленное училище, работал на алюминиевом заводе, на стройке, учился в аэроклубе, прыгал с парашютом.
 
После войны часто менял место жительства, работал пастухом, столяром, плотником, слесарем и авиамехаником.
 
В 1950 на 4 года призывается в армию, во время службы (ПНР) старается овладеть мастерством стихосложения.
 
В 1956 приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957—1959), ездил на целину в Казахстан, где и были написаны его первые прозаические произведения (1958).
 
В 1960 г. устроился редактором на радио. Написанную вскоре на его стихи песню о советских космонавтах («Четырнадцать минут до старта») исполнили на орбите летавшие там космонавты, при встрече их на Земле её процитировал и встречавший их Хрущёв — она получила всесоюзную известность (фактически, став гимном космонавтики), Войнович же «на следующее утро проснулся знаменитым». К нему тут же стали благоволить «генералы от литературы», предлагая различные преференции, что в итоге вылилось в принятие Войновича в Союз писателей СССР (1962).
 
Автор текстов к более чем к 40 песням, однако последовавшие за взлётом известности предложения печатать свои стихи в центральных журналах отклонил, желая сосредоточится на прозе. Публикация повести «Мы здесь живём» («Новый мир», 1961 № 1) способствовала укреплению славы писателя.
 
Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 года, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 во Франкфурте-на-Майне, вся книга — в 1975 в Париже.
 
В конце 1960-х принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое представление советской действительности писатель подвергался преследованию — в 1974 исключён из Союза писателей СССР, но принят в члены ПЕН-клуба во Франции.
 
В 1975 году, после публикации «Чонкина» за рубежом, Войнович был вызван для беседы в КГБ, где ему предложили издаваться в СССР. Далее, для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ его пригласили на вторую встречу — на этот раз в номере 408 гостиницы «Метрополь». Там писатель был отравлен психотропным препаратом — что имело серъёзные последствия, после этого долгое время он плохо себя чувствовал, это сказалось на его работе над продолжением «Чонкина». После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову, ряд обращений в зарубежные СМИ и позднее описал этот эпизод в небольшой повести.
 
В декабре 1980 года был выслан из СССР, а в 1981 — лишён советского гражданства Указом Президиума Верховного совета СССР (в 1990 возвращено указом М. Горбачева).
 
В 1980—1992 жил в ФРГ, затем в США. Сотрудничал с радио «Свобода». В 1990 году, во время Перестройки, когда наступили новые времена, вернулся в СССР. После распада СССР прислал свой вариант текста нового гимна России (с весьма ироничным содержанием) на проводимый конкурс, который, как ни странно, был принят к участию.
 
Занимается живописью — первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 в московской галерее «Асти». Сейчас живёт в своём доме под Москвой.
 
По оценке Вольфганга Казака, «писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры и обладающий особым даром живо запечатлевать отдельные сцены».